Всероссийский фестиваль «Под крылом Синей птицы» прошел на его родине — в гимназии №38 города Тольятти — уже в десятый раз. И, как всегда, при поддержке и с участием «Учительской газеты». Сюда приехали учителя из разных регионов, победители, лауреаты конкурсов «Учитель года России» прошлых лет, каждый из которых как финалист федерального его этапа стал в свое время обладателем пеликаньего приза — Золотого, Хрустального малого или большого. Конкурсные педагоги встретились вновь, чтобы показать все лучшее, чем владеют, рассказать о своих новых технологиях, находках, порадоваться общению с близкими по духу и профессии людьми. Их позвала сюда педагогика полета, а пригласила на фестиваль его инициатор и организатор Юлия Мищенко, директор гимназии, заслуженный учитель РФ, лауреат Премии Президента РФ, победитель конкурса «Учитель года России»-2002.


Сладкий пеликан. Торт для гостей фестиваля

Руководство города, конечно же, поддержало гимназию — дважды победителя конкурса лучших школ ПНПО с ежегодно лидирующими местами по результатам ЕГЭ и ОГЭ. К тому же единственное в городе образовательное учреждение, в котором дети изучают 6 иностранных языков, где ряд предметов гуманитарного цикла проводят преподаватели из Франции, Германии, Швейцарии, Великобритании. В этом году в мэрии города состоялся круглый стол, который провели заместитель главы администрации городского округа Тольятти Юлия Баннова и руководитель Департамента образования Елена Пинская. Родители учеников гимназии подарили гостям картины с изображением пеликана, вышитым их же руками шелковой нитью на замше.

Художественная орнитология
В самом деле, есть видимые и невидимые связи, которые объединяют театральную пьесу бельгийского писателя Мориса Метерлинка «Синяя птица» с Хрустальным пеликаном — главным призом конкурса «Учитель года». В сказке нобелевского лауреата обычная горлица превращается в Синюю птицу, которая дает надежду на счастье. Для орнитологов горлица — стройная и изящная птица, небольшая, с сильно закругленным или клиновидным хвостом и небольшими размерами тела, весом всего 110‑130 граммов. Она старается держаться как можно ближе к человеку, в городах и селах, поскольку питается зернами и семенами культурных растений, выращиваемых на полях, в садах, парках.

Подарок от родителей учеников гимназии №38

Пеликан, напротив, птица весьма крупная, встречаются экземпляры до 1,5 метра длиной, весом до 14 кг. Ее надежная опора — толстые короткие ноги, сила — в огромном клюве, больших крыльях и закругленном хвосте. Несмотря на значительный вес, эти птицы отлично летают. Правда, чтобы взмыть в воздух, им необходим приличный разбег. Парят в воздухе только при наличии воздушных потоков. Поскольку пеликаны — перелетные птицы, они могут лететь и на дальние расстояния. При этом сменяют несколько вожаков, каждый из которых задает темп полету всей стаи.
Необычная внешность пеликанов уже давно сделала их мифологическим персонажем. В древние века они упоминались как художественные герои в бестиариях — так назывались сборники зоологических рассказов и стихотворений. Существует немало легенд. В одной из них повествуется, как мать ревностно ласкала птенцов клювом и когтями. В результате они погибли, а появившийся через несколько дней отец семейства разодрал свою грудь в кровь, омыл ею птенцов и тем самым оживил их. Это стало причиной того, что пеликана сравнивают с Иисусом, который также пожертвовал своей жизнью для спасения других. Вот почему почти 30 лет назад устроители первого конкурса «Учитель года», журналисты «Учительской газеты», предложили сделать эту древнюю птицу главным призом для победителей. Родился Хрустальный пеликан. С тех пор он, как и Синяя птица, ассоциируется с лучшими качествами, которыми должен обладать каждый учитель. Роднит этих двух литературных, мифологических птиц-образов ощущение полета, высоты, воздуха, движения вперед, которое нужно каждому из нас, и особенно учителю, если, конечно, он хочет расти и развиваться в своей профессии.

Путешествие за мечтой
Синяя птица и Хрустальный пеликан все-таки сошлись на одной площадке и «гнездятся» в гимназии №38 с той поры, когда Юлия Сергеевна Мищенко привезла из Москвы в Толь­ятти Хрустального пеликана, став победителем Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2002. Тогда еще учитель английского языка не знала, что скоро станет ее директором, а волшебная сказка, которую ей в детстве прочитала мама Людмила Михайловна Сураева, педагог, многие годы директор другой, не менее известной тольяттинской гимназии №35, окажется ее главным талисманом и стержнем в работе. В 2007 году, к очередному юбилею гимназии, она предложила ребятам провести конкурс и выбрать для нее символ. На суд родительского и детского жюри, рассказала Юлия Сергеевна, были представлены и мудрые совы, и попугаи, которые символизировали изучение иностранных языков, и многое другое. Но, к ее радости, одержал победу другой символ. Его предложили выпускники, сохранившие в памяти смыслы и ценности пьесы Метерлинка, автора, которому удалось написать произведение, заставляющее по-новому взглянуть на окружающий мир.
Теперь во всем, что происходит в ее образовательном учреждении, в своих делах и поступках, в ежедневных заботах, в новых проектах, Юлия Сергеевна, как и герои сказки, каждый раз заново отправляется вместе со своими учениками и учителями в путешествие за мечтой. Вместе они ищут счастье, но не где-то далеко, за горами, а рядом, стараясь увидеть то, что скрыто. «Сила духа наших ребят и педагогов, вера в себя и вера в чудо (ведь чудеса случаются там, где в них верят) — вот подтверждение того, что символ гимназии иным быть не мог!» — не без гордости говорит директор. Она только сошла со сцены, исполнив танец Синей птицы вместе с детьми. Но любовь к птице счастья выражается не только в танце. Она проявляется во всем. Отличникам учебы вручается почетный знак «Синяя птица». О Синей птице слагают стихи и песни… Гимназические конкурсы, научные конференции, слеты называют в ее честь… Как и нынешний фестиваль, который объединил два «птичьих» символа в одно целое, отдав на это время пальму первенства пеликанам. Они, кстати, как отмечают орнитологи, очень дружелюбные птицы (что снова же роднит их и с горлицей: «Голубок и горлица никогда не ссорятся, дружно живут»), конфликты между ними достаточно редки. Иногда пеликаны бьются клювами из-за лакомства (простим им маленькую слабость) или веток для строительства. Интересно и другое. Живут пеликаны стаями, группами. Рядом с ними часто обитают и другие виды прибрежных птиц. У пеликанов не наблюдается четкого распределения обязанностей. Но вместе они чувствуют себя гораздо безопаснее. Все, как у наших учителей, прошедших через конкурс. После него они почувствовали себя частью одного профессионального сообщества, это помогло им расширить горизонты общения. И как пеликаны, они стали «перелетными» (в прямом значении слова), часто совершая поездки друг к другу, бывая после конкурса в разных городах и школах страны. Сам конкурс с символом этой древней птицы объединил их, прибавил уверенности, укрепил чувство собственного достоинства и самоуважения. И, конечно, приумножил творчество и профессионализм.

Все начинается с точки
Посмотреть более 30 педагогических мастерских в рамках фестиваля «Под крылом Синей птицы» — задача сложная. Но, взглянув на саму программу, можно убедиться в том, как широка и разнообразна тематика выступлений. Зрители, гости, педагоги города и ближних сельских районов смогли, разделившись по трем секциям, посмотреть, например, мастер-классы математика из Уфы лауреата конкурса «Учитель года России»-2015 Римы Ронжиной, учителя английского языка из Ижевска лауреата 2007 года Юлии Варламовой, финалиста конкурса в 2000 году информатика Андрея Филиппова из Самарской области, а также посетить мастер-классы двух победителей финала Всероссийского конкурса в 2017 году — Алмаза Хамидуллина, учителя математики лицея-интерната №2 Московского района г. Казани, и математика Владимира Пономаренко, заместителя директора по информационным технологиям, учителя из новой самарской школы будущего «Южный город» — по темам «Секреты математики» и «Как создать задачу». Приехал в Тольятти и директор этого уникального образовательного центра, как говорят, самого современного в нашей стране, Владимир Кильдюшкин, одержавший победу на конкурсе в 2013 году. Учитель истории и обществознания назвал свой открытый урок «Александр III» и провел его в 10‑м классе. Какой аспект деятельности выбрать? Чем за 30 минут удивить детей и коллег? Ведь познание происходит через удивление, размышляет педагог и находит способ привлечь внимание учеников. Социальные сети! Предлагает школьникам на уроке изучить странички Александра III именно в них! Секундная пауза, дети удивлены: «У Александра III есть странички в социальных сетях?», «На уроке материал можно изучать через соцсети?» Конечно, странички за Александра III он сделал сам. Через Твиттер поговорили о самых интересных высказываниях российского императора, в Инстаграме посмотрели его самые яркие образы, ВКонтакте изучили все его интересы. Дети очень охотно оставляли свои комментарии. «Может быть, это все несерьезно, — размышляет Владимир Михайлович, — но мне кажется, что иногда мы забываем, что работаем в школе с детьми. Да и взрослому надо быть иногда немного непосредственнее. А вы как думаете?»

 
Танцующий директор Юлия МИЩЕНКО в роли Синей птицы

Повезло и зрителям — филологам. Они встретились с Олегом Парамоновым, который стал обладателем Большого Хрустального пеликана в 1993 году. Имя мэтра конкурса 90‑х известно сегодня многим творческим педагогам не только в нашей стране. Его поэтические вечера, мастер-классы вызывают немалый интерес и за рубежом. Здесь, в Тольятти, и уже не первый раз, он снова пора­зил учителей глубинной эрудицией, тем, как виртуозно владеет словом, педагогическим талантом, актерским мастерством. Литературная тема продолжилась на мастер-классе «Как слово наше отзовется», который провела Анжелика Зимина, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы ЧОУ СОШ «Кристалл» Сызрани, лауреат конкурса «Учитель года России»-2016, сопредседатель регионального клуба «Учитель года» Самарской области. Она показала приемы АМО (активные методы обучения), вовлекающие учащихся в процесс обучения с самой первой минуты урока, позволяющие провести его на одном дыхании. А директор, учитель русского языка и литературы школы села Тимофеевка, победитель конкурса «Учитель года Самарской области»-2010 Денис Борзаков представил технологию использования QR-кода на уроках литературы, и не только на них. Сославшись на девиз компании IBM «Машины должны работать. Люди должны думать», он рассказал слушателям о том, как применение в образовательном процессе QR-кодов сделает процесс поиска информации и работы с ней более увлекательным и динамичным. QR-код позволяет в одном небольшом квадрате поместить 2953 байта информации, а это около 1‑2 страниц текста в формате А4. Оказывается, карточки с QR-кодами можно использовать при изучении новой темы, дополняя тем самым информацию, данную в учебнике. Причем важно помнить, что можно закодировать не только текст, но и ссылку на видео- или аудио­ресурс.
По-хорошему удивили зрителей авторы мастер-класса под названием «Все начинается с точки». Его провели сразу три учителя — географ, математик, информатик: Владимир Обласов, директор, учитель географии многопрофильного лицея №11 имени В.Г.Мендельсона города Ульяновска, победитель конкурса «Учитель года Ульяновской области»-2010, победитель конкурса «Педагогический дебют»-2013, учитель математики Юлия Обласова из этого же образовательного учреждения, а также Елена Назарова, учитель математики и информатики школы №27 Ульяновска, победитель конкурса «Учитель года Ульяновской области»-2012, задав выступлению оригинальный формат. Они построили мастер-класс на элементах технологии «Образ и мысль», американской методики, адаптированной учеными Санкт-Петербурга. В основе лежит идея формирования самостоятельной, творчески, критически мыслящей личности. В чем «фишка» и логика авторской идеи совместного мастер-класса?
Все начинается с точки… Достаточно ли одной точки учителю математики? Конечно, все зависит от ситуации. А чтобы определить плоскость? Понадобится еще 2 точки. И вот мы уже на плоскости, и Юлия Абдуварисовна проверяет аксиомы планиметрии. В завершение своего блока она получает модель Солнечной системы.
А ведь все начиналось с точки… И вот модель в руках Владимира Викторовича. В рамках Вселенной планета — это точка. А для нас это целый мир, в котором мы являемся точками. Очень хорошо это демонстрирует программа «Планета. Земля. Гугл», при запуске которой маленькая точка превращается в нашу планету. Участникам мастер-класса предлагается отметить точками города по указанным координатам. Города выбраны не случайно. Это пункты, из которых приехали участники фестиваля «Под крылом Синей птицы». Если соединить все отмеченные на карте точки, то получится эмблема фестиваля — Синяя птица.
А все начиналось с точки… Точки, движение которой привело к образованию одной из основных плоскостей — треугольника. И даже ограничение в движении точки не спасает от трансформации треугольника в симметричный ему треугольник, фотографии Альберта Эйнштейна — в фотографию Мерилин Монро, область математических знаний — в раздел информатики. И такого рода трансформацию Елена Александровна объясняет движением точки в пространстве и размерами пикселя каждой из совмещенных фотографий. А все начиналось с точки…
Последовательное использование на протяжении всего мастер-класса метафор, аналогий, моделей акцентирует внимание на единстве представленных предметных областей. И в завершение подкрепляется трансформациями точки в картинах великих художников Василия Кандинского, Казимира Малевича. А все начиналось с точки…
Узнать секреты долгожительства французов помогла Татьяна Быкова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель французского языка гимназии №3 г. о. Самара, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2007, поведав о некоторых связях, существующих между французским речевым дыханием и секретами красоты, здоровья, долголетия.
Французский язык, напомнила Татьяна Валерьевна, — это язык дипломатии и любви, культуры и красоты, но еще своеобразный природный донор, который спешит наполнить жизнь энергией и здоровьем. При использовании французской речи в организме запускается и поддерживается мощный многокомпонентный оздоровительный процесс, что позволяет использовать французский язык в новом качестве — как вариант новой звуковой дыхательной гимнастики в составе оригинальной методики для взрослых и детей, впервые созданной в России в 2013 году.

Победа — не главное!
Директор этой же гимназии №3, одной из лучших в Самаре, Светлана Ильина, победитель конкурса в Самарской области в 2006 году, лауреат конкурса «Директор школы», в кругах конкурсного братства человек известный и авторитетный. Она создатель и председатель регионального клуба учителей года Самарской области, организатор ежегодных декабрьских всероссийских семинаров в Самаре. Потому понятен выбор темы, которую предложила Светлана Сергеевна: «Как победить на конкурсе профессионального мастерства», ведь на этом поприще одна из ее важных задач — мотивировать учителей на участие в конкурсах, помогать им идти к этому с правильным настроем, одерживая победу над самим собой и своими страхами. Главное «оружие» конкурсанта — умение публично выступать, правилам которого и обучал мастер-класс. С помощью приема «суд идет», погружения в атмосферу судебного процесса, распределения ролей, представления 5‑минутного образца публичного выступления, других оригинальных методик и технологий она вместе с участниками работала над ошибками публичного выступления, которых следует избегать любому оратору (учителю, конкурсанту).

Автор мастер-класса считает, что важное правило участия — это не стремление быть победителем конкурса, а желание подняться хотя бы на одну ступеньку вверх относительно самого себя, возможность установить новые профессиональные связи, поучиться и пообщаться с мэтрами российской педагогики и, что самое главное, остаться в конкурсе на всю жизнь, чтобы нести свой опыт в массы, оттачивать мастерство. По ее мнению, нужно стремиться стать учителем учителей, наставником для новых конкурсантов на своей территории, в своем регионе, в своей школе, кем, собственно, и стали сама Светлана Сергеевна Ильина, ее коллеги по клубу и, конечно же, Юлия Сергеевна Мищенко, которая вот уже 10 лет подряд вместе со своим замечательным педагогическим коллективом проводит встречи всероссийского уровня в своей любимой гимназии №38.
Послесловие
«Синяя птица» поведала нам о том, что в стране Радостей и Блаженств дети научатся видеть и чувствовать прекрасные подлинные блаженства — быть здоровым, дышать воздухом, любить родителей; Блаженство голубого неба, солнечных дней, заходящего солнца, зажигающихся звезд, зимнего очага, невинных мыслей; Блаженство бегать по траве босиком, радости мыслить, понимать, любить, быть справедливым, добрым, созерцать прекрасное — все то, что делает человека действительно счастливым. Здесь же, в «Синей птице», читаем, что путь к счастью трудный, он никому не дается легко: нужно преодолеть свои страхи перед неизвестным, понять самого себя, оказывать сопротивление влиянию зла. Ведь в садах Блаженства есть вредные тучные Блаженства, от которых надо спасаться. И имена-то им под стать: Блаженство быть собственником, Блаженство утоленного тщеславия, Блаженство пить, когда уже не чувствуешь жажды, есть, когда уже не чувствуешь голода; Блаженство ничего не знать, ничего не понимать, ничего не делать.
Противостояние добра и зла — вечный вопрос, от которого учителю никуда не уйти. Искать ответы на него — задача сложная, но здесь у каждого свой ресурс и запас прочности: профессионализм, мастерство, творчество. И педагогика роста, развития, полета… Под крылом Синей птицы и Хрустального пеликана.