КОРПУС НА УЛИЦЕ СТЕПАНА РАЗИНА, Д. 22А
Обычная общеобразовательная школа или опорная гимназия МГИМО? Стандартный российский аттестат или диплом, действующий по всему миру? Для многих самарских родителей ответ очевиден. Но как определить своего ребенка в такое образовательное учреждение? Возможность есть: благодаря увеличению учебных площадей гимназия № 3 объявляет набор учеников в 5–10-й классы технического и гуманитарного направления.
Гимназия № 3 обучает подрастающее поколение на протяжении полувека. Долгое время она была известна самарцам исключительно как школа с углубленным изучением иностранных языков. Для многих жителей города гимназия привычно ассоциируется именно с французской школой, расположенной в маленьком здании — памятнике культурного наследия на Куйбышева, 32.
На самом деле гимназия № 3 — это большой и современный образовательный центр. Учреждение перешло на трехуровневую систему развития и обучения детей: присмотр и уход за детьми дошкольного возраста осуществляется в отдельном корпусе гимназии на площади Революции, начальное — в историческом здании на Куйбышева, а среднее — в корпусе на Степана Разина.
Последний корпус появился в распоряжении гимназии несколько лет назад после объединения с общеобразовательной школой № 1. В здании пришлось провести колоссальный ремонт, практически с нуля воссоздать некоторые помещения и облагородить прилегающую территорию.
Реорганизация позволила значительно увеличить мощности и провести дополнительный набор в 5–10-й классы.
В гимназию открыт набор по двум направлениям: техническое и гуманитарное. Профильные предметы в расписании появляются уже с 5-го класса. Уроки по ним ведут педагоги гимназии. А начиная с 8-го класса в программу преподавания профильных предметов включатся преподаватели Самарского государственного экономического университета и Самарского национального исследовательского университета имени академика Королева.
Кроме того, гимназия № 3 является опорной школой Московского физико-технического института и Московского государственного института международных отношений (МГИМО). Учащиеся регулярно принимают участие в мероприятиях этих вузов, например, ежегодно участвуют наряду со студентами МГИМО на модели конференции ООН на русском и иностранных языках.
Ребятам доступны различные международные программы. Но вне зависимости от того, по какому стандарту они учатся — международному или только российскому, выпускники гимназии демонстрируют достойные баллы по всем предметам. Такую высокую планку в качестве образования задает педагогический состав.
Гимназия № 3 — официальная проектная площадка городского округа Самара, на базе которой создан коворкинг-центр по методической работе для учителей и клуб «Учитель года». Педагогические технологии постоянно совершенствуются, процветает наставничество. Преподавательскую деятельность в гимназии ведут и аккредитованные зарубежные преподаватели — носители языка из Англии, Франции, Австралии и США.
шестидневная неделя, включающая дистанционное обучение по субботам.На этот режим уже перешла вся начальная школа гимназии, благодаря чему ребята самостоятельно изучают материал дома на интернет-платформах, выполняют задания и получают оценки, которые сразу отправляются в электронный журнал;
стандартная шестидневная учебная неделя с углубленным изучением отдельных предметов.
На третьем этаже располагаются кабинеты обществознания, географии, биологии и истории. Рядом с ними — музей, созданный учениками и сотрудниками гимназии к 70-летию Великой Победы. В числе его экспонатов — личные вещи, награды и фотографии, хранившиеся в семьях ребят и их старших наставников, а также созданные своими руками поделки и модели военной техники. Кроме того, в гимназии есть оборудованные кабинеты технологии.
Всё пространство школы организовано таким образом, чтобы детям было интересно и приятно проводить здесь буквально каждую минуту. В холле четвертого этажа располагается увлекательная выставка, посвященная Эльдару Рязанову и его фильмографии, рядом — открытая библиотека, где на переменах можно почитать интересную художественную литературу или полистать энциклопедию.
Стены коридоров украшают репродукции известных картин, стенды с познавательной информацией об исторических личностях, фразы дня на иностранных языках. Есть специальная рекреационная зона, где можно поиграть в настольный теннис, а в большом и светлом кафе — подкрепиться после уроков и пообщаться с одноклассниками.
Уроки физкультуры и тренировки по футболу, баскетболу, таеквондо и капоэйре проходят в просторном спортивном зале. В арсенале юных спортсменов огромное количество наград, которые ребята заслужили на различных соревнованиях, сдаче норм ГТО и спартакиадах.
В круг интересов школьников входит и музыка. Они не только посещают обязательные уроки по расписанию, но и участвуют в собственном ВИА, фольклорном ансамбле и хоре. Кроме того, в гимназии ребята занимаются танцами, ритмикой, театральным творчеством, готовят гастрономические блюда и говорят на французском языке в кружке «Вкусный французский», играют в КВН и участвуют в волонтерском движении. Многие посещают киноклуб во главе с преподавателем языка из Франции Лео Моро: ребята смотрят фильмы в оригинале, разыгрывают сцены, снимают и монтируют видео.
ИСТОРИЯ
История МБОУ Гимназия №3 г.о. Самара тесно связана с формированием среднего и высшего образования Самарской губернии и своими истоками уходит в далекий 1910 год, когда усилиями самарской общественности на средства земского собрания в Педагогическом университете (г. Санкт-Петербург) был заказан проект первого самарского вуза. К этому времени наш город, получивший название «Русский Чикаго», стал центром одного из самых быстро развивающихся в экономическом плане регионов, однако по уровню образования занимал только 33-е место. Создание педагогического института стало огромным событием в жизни Самары. Проект педагогического женского института, получившего название «Педагогический институт Самарского Губернского Земства памяти 19 февраля 1861 г.» был утвержден на 46-ой очередной сессии Самарского Губернского собрания 22 января 1911 года. Завершающим этапом стал указ Николая II, в котором разрешалось открыть в Самаре с 1 июля 1911 года учительский институт для подготовки преподавательниц начальных училищ. Первыми студентками стали «девицы благородного происхождения и поведения» в количестве 35 человек.
Соломон Абрамович Гринберг, крупный самарский домовладелец и книготорговец, приобрел усадьбу Михайловых по адресу ул. Дворянская, 36-38 (ныне ул. Куйбышева, 32) в 1910-м году и построил на этом месте четырехэтажное каменное здание в стиле модерн (автор проект – архитектор-самоучка Яков Степанович Решетников). Согласно решению исполнительного комитета Куйбышевского облисполкома №165 от 6 мая 1987 года здание является памятником архитектуры регионального значения (номер по списку объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Самары – № 283).
Торжественное открытие Самарского учительского института состоялось 16 октября 1911 года, а уже 18 октября здесь, в доме по улице Дворянской, прошли первые занятия. Директором института стал математик Николай Кильдюшевский. Благодаря появлению первого в городе вуза провинциальная Самара поднялась в культурном отношении на ступеньку выше, встав в ряд университетских городов Российского государства.
В 1954 году начался новый период в истории дома №32 по ул. Куйбышева, этап, благодаря которому и сформировались основы образования и культурных традиций гимназии №3: здесь открылась школа №26, ставшая в 1964 г. единственным учреждением с преподаванием ряда предметов на французском языке. Директором школы в 1964 году была Малиновская Лидия Васильевна. Появление такой школы в Самаре было тесно связано с суворовским училищем, в котором на высоком уровне преподавался французский язык, и работало много учителей французского языка высокой квалификации. После расформирования суворовского училища в 1964 г. многие учителя французского языка остались без работы. Тогда возникла идея создания школы с преподаванием отдельных предметов на французском языке. Этому во многом содействовал главный режиссёр Самарского драматического театра П.Л. Монастырский. Его жена Валентина Давыдовна Монастырская работала преподавателем французского языка в суворовском училище. После его закрытия Валентина Давыдовна и плеяда замечательных учителей французского языка пришли работать в школу № 26.
Изучение французского языка началось с 5-го класса. Некоторые темы на уроках географии, истории, литературы изучались на французском языке. Были введены такие предметы как технический и военный перевод, французская литература. Было очень много дополнительных занятий на французском языке. Преподаватели учили детей не только читать и переводить тексты, а в большей степени говорить на языке Бальзака и Мольера. Английский язык в школе не изучался.
С 1969 по 1986 гг. директором школы № 26 была Дембо Лилия Михайловна, с 1987 по 1989 гг. – Фёдорова Татьяна Васильевна, а с 1989 по 2007 г. – Войнич Светлана Андреевна.